Экватор года: прогноз рынка маркетинговых сервисов на 2014 год

МАМИ совместно с экспертами рынка проанализировали будущее маркетинговых сервисов в непростое для страны время. Уточнение декабрьского прогноза.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что в связи со сложной политической и экономической обстановкой, давать точные сценарии развития рынка не представляется возможным, ведь ситуация меняется фактически ежедневно. В декабре эксперты прогнозировали незначительный рост в ряде маркетинговых программ и активностей, но уже в марте стало ясно, что этот год не будет легким, и не только для рекламной сферы. «В начале 2014, рынок маркетинговых сервисов проявлял большую активность в планировании проектов на год, но жизнь внесла свои коррективы, которые существенно отразились на реализации планов (аннексия Крыма, выборы президента, война на востоке Украины)» – прокомментировала сложившуюся ситуацию Алина Фролова, генеральный директор RAM 360 Agency. 
 

 

Оценка объема рынка маркетинговых сервисов
Прогноз на 2014 год (уточнения)

Маркетинговые сервисы

 

Итоги 2012г., млн. грн.

 

Итоги 2013г., млн. грн.

 

% изменения 2013 к 2012

 

Прогноз на 2014г.,

 

млн. грн.

 

% изменения 2014 к 2013

 

Объем рынка Маркетинговых сервисов
ВСЕГО

 

      2 450  

 

      2 521  

 

3%

 

       1 703  

 

-32,5%

 

 В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Consumer promo

 

         404  

 

         384  

 

-5%

 

          288  

 

-25%

 

Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала)

 

         803  

 

         819  

 

2%

 

          655  

 

-20%

 

Event Marketing

 

         247  

 

         222  

 

-10%

 

           89  

 

-60%

 

Direct marketing  (Mailing, DB management, Contact-Center)

 

         693  

 

         802  

 

16%

 

          561  

 

-30%

 

Digital Marketing как поддержка Marketing Services (Internet marketing, Mobile Marketing, Experiential marketing)

 

          38  

 

          42  

 

10%

 

           34  

 

-20%

 

Другое (Non-media спонсорство, life placement, ambient media )

 

         265  

 

         252  

 

-5%

 

           76  

 

-70%

 




В целом, по всем категориям маркетинговых сервисов идет спад. «В первую очередь, пострадали те направления, которые носят развлекательный и имиджевый характер – Event Marketing, Life Placement, Ambient Media» – отметила Екатерина Алексанян, управляющий директор «TWIGA GO!». По данным УАДМ объемы Direct Marketing снизятся до -12%, в то же время эксперты МАМИ настроены не так оптимистично и прогнозируют падение до -30%. «Рынок не перераспределился в Digital, и целенаправленно сфокусировался на способах мгновенного стимулирования продаж» – Олеся Савченко, client service director Тalan Communications.

Что же касается Consumer promo, то крупные бюджето-образующие компании, в основном, вошли в стадию выжидания и приостановили проекты по этому направлению. «Этот год пройдет под девизом «Надо подождать. «Hold» - самый популярный статус проектов в 2014 году» – подчеркнула Мария Дахлалла, генеральный директор All Motion Group. Категории клиентов со средними и небольшими бюджетами активизировали свои проекты начиная со второй половины второго квартала, но эти активности глобально не влияют на общий объем маркетинговых бюджетов. С Trade marketing аналогичная ситуация: «Трейд-маркетинговые программы, которые были разработаны на 2014 год, явно требуют адаптации и доработки, что влечет за собой привлечение дополнительных ресурсов и снижение бюджетов на реализацию проектов» – считает Сергей Гермашев, директор Full Contact.

 

Так же на состояние рынка влияет и невозможность проведения программ на проблемных территориях: с одной стороны, это уменьшение объема присутствия многих компаний на рынке Украины в связи с нестабильностью (уход с рынка, снижение оборотов), с другой – сокращение территории для работы тех компаний, которые на рынке остаются. Летом активности в Consumer Promo географически перемещались на юг, в Крым. В этом же году, крымские бюджеты, скорее всего, будут либо перераспределены, либо сокращены. «Очень важно в 2014 году оставаться реалистами, но мы думаем, что уже в 2015 году начнутся процессы, которые значительно переформатируют рекламный рынок Украины и близлежащих стран» – отметил Роман Швец, генеральный директор A-Group.

 

В сложившихся условиях есть как минимум два сценария развития рынка маркетинговых сервисов:

 

Оптимистичный.

 

При стабилизации текущей ситуации в стране, можем спрогнозировать перераспределение клиентских бюджетов по кварталам, и смягчение падения за счет активизации в осенний период. В таком случае возможно и перераспределение медиа и других бюджетов в пользу маркетинговых сервисов.

 

Пессимистичный.

 

Стагнация рынка, сокращение маркетинговых бюджетов и использование их крайне взвешенно, с прогнозируемой эффективностью и максимальным влиянием на продажи. «При данном сценарии незначительный спад возможен в Digital и Trade маркетинге, при этом такие направления, как Consumer Promo, Direct и Event Marketing значительно сократятся в объемах» – Наталия Морозова, директор Havas Engage Ukraine.

 

Рекламный рынок напрямую зависит от маркетинговых бюджетов клиентов, которые на данный момент продолжают сокращаться ввиду снижения продаж в восточных регионах и Крыму, колебаний курса валют, снижения покупательской способности населения, либо находятся в подвешенном состоянии до стабилизации ситуации и понимания на что стоит тратить. Рынок не сможет прийти в себя, пока не придет в себя страна. Мы все же надеемся на ближайшую стабилизацию не только как рекламисты, а в первую очередь, как украинцы!

 

 



***

 


Международная Ассоциация Маркетинговых Инициатив (МАМИ) www.mami.org.ua - официальная отраслевая организация рынка маркетинговых сервисов, объединяет около 50 агентств. Создана 19 мая, 2006 года.

 


Цель  ассоциации - способствовать высокому развитию рекламного бизнеса, стимулировать конкуренцию и улучшить профессиональный уровень компаний, которые используют маркетинговые сервисы.

 


МАМИ вывела украинскую непрямую рекламу на новый уровень развития, а статус Международной Ассоциации позволяет  украинским специалистам не только обмениваться опытом с иностранными коллегами, но и создавать поле эффективной интернациональной коммуникации.

 

МАМИ осуществляет ряд проектов: публикует прогнозы развития рынка, проводит ряд исследований, составляет рейтинги агентств маркетинговых сервисов по креативности и доходам, проводит образовательные мероприятия для опытных и начинающих специалистов отрасли, и многое другое.